Корзина
Нет отзывов, добавить

Борьба с «финками» по-новому

Опять на «ристалищах» диалоговых площадок сошлись в честном, но неравном поединке правоохранители и нормотворцы с одной стороны и бизнес-ассоциации - с другой.

24.05.18

На сей раз треск на всю округу от сломанных копий стоит из-за судьбы Указа № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», т.е. Указа о борьбе с т.н. «финкомпаниями» или попросту «финками». Поединок честный потому что каждый честно излагает всё, что он думает по поводу самого Указа и изменений в него. Неравный, поскольку аппаратно-номенклатурный вес сторон несоизмерим. Догадайтесь в чью пользу.

         Что же предлагают разработчики, они же борцы с «уклонистами» от уплаты налогов.

         Исключить из признаков организаций с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, такие как не расположение по месту нахождения, указанному в уставе и не  представление директором  без уважительных причин документов, запрашиваемых компетентными органами.

         Предусмотреть дисциплинарную ответственность вплоть до освобождения от занимаемой должности для тех должностных лиц, которые включат компанию или ИП-эшника в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее – «реестр») при отсутствии на то оснований.

         Теперь первичный учетный документ, т.е. накладная или акт выполненных работ, может быть признан не имеющим юридической силы в случае наличия у контролёров доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции только с субъектом предпринимательской деятельности, включенным в упомянутый  реестр.

Однако в случае, если фактически хозяйственная операция имела место в действительности, то не является достаточным основанием для признания первичных учетных документов не имеющими юридической силы, например, нерасположение компании по месту нахождения, указанному в уставе;  осуществление деятельности в помещениях не принадлежащих компании; использование торговых посредников. Не могут быть признаны не имеющими юридической силы первичные  документы по операциям до включения компании в реестр, за исключением случаев признания сделки недействительной в судебном порядке, но не более чем за пять лет, предшествующих включению в реестр.

         При налогообложении хозяйственных операций, оформленных не имеющими юридической силы первичными документами предлагается исключить положение о том, что стоимость товаров включается в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, а также в выручку от реализации товаров (валовую выручку).

         Если всё же первичные документы будут признаны не имеющими юридической силы, то уплаченные ранее компанией суммы налогов, исчисленные на основании таких  документов, учитываются при налогообложении по итогам проверки.

         В проекте новой редакции Указа предусматривается, что если организация докажет законность первичных документов при работе с «финкомпанией», т.е. законность совершения хозяйственных операций, то меры, предусмотренные Указом к ней не применяются. 

         Предлагается, что теперь ДФР в отношении субъекта, включенного в реестр, при наличии информации и документов, подтверждающих совершение им правонарушения в экономической сфере и использование его в совершении правонарушения составляется заключение, которое размещается на сайте КГК. Под действие новой редакции Указа будут подпадать документы и хозяйственные операции, совершённые после включения компании в реестр. А сделки, совершённые до указанной даты, могут быть признаны недействительными в судебном порядке, но не более чем за пять лет, предшествующих включению в реестр.

         На основании заключения ДФР направляет контрагенту, работавшему с «финкомпанией» не «предписание», как это делается сейчас, а «извещение», в котором указываются первичные документы, признанные не имеющими юридической силы и отражающие хозяйственные операции с субъектом, внесённым в реестр, а также предложение исчислить и уплатить в полном объеме налоги, которые по версии контролёров не были уплачены, но не более чем за пять лет, предшествующих дате составления извещения. Компания – получатель этого «письма счастья» должна в течение двадцати рабочих дней отчитаться о принятых мерах. Добровольное исполнение извещения влечёт освобождение от пени и административного штрафа. Кроме того признание документов не имеющими юридической силы не является основанием для привлечения к административной ответственности за приобретение, хранение, использование, транспортировку и т.д. товаров. (Речь идёт о печально известной ч. 4 ст.12.17 КоАП).

При несогласии с извещением в течение двадцати рабочих дней на него можно подать возражения. В этом случае извещение считается утратившим силу. Если возражения будут отклонены, субъект хозяйствования может в течение десяти рабочих дней со дня получения может обжаловать заключение о внесении контрагента в реестр. Жалоба должна быть рассмотрена в течение пятнадцати рабочих дней. В случае несогласия с решением по жалобе заключение может быть обжаловано в течение  десяти рабочих дней в суд.  

         Что предлагают оппоненты разработчиков – эксперты бизнес-ассоциаций.

         Самым правильным, по их мнению, было бы вообще отменить Указ, поскольку он противоречит Декрету от 23.11.2017 N 7 "О развитии предпринимательства" и, кроме того, у правоохранительных органов достаточно правовых инструментов и средств для борьбы с дельцами теневой экономики.

Однако все понимают, что это нереально.

         Поэтому предлагается вносить компанию в реестр только постановлением суда, а исключать не только постановлением налоговой инспекции, как сейчас, но и постановлением суда. При этом предусмотреть участие в судебном процессе, в ходе которого рассматривается включение субъекта хозяйствования в реестр, в качестве третьих лиц всех контрагентов, сделки с которыми и первичные документы которых могут быть признаны не имеющими юридической силы. Это связано с тем, что включение контрагента в реестр «финкомпаний» неминуемо обернётся для его деловых партнёров самыми серьёзными неприятностями в ближайшем будущем.

Первичные документы также предлагается признавать не имеющими юридической силы через судебные постановления с участием в процессе в качестве заинтересованных лиц контрагентов по сделке. Правоохранительные органы должны доказать отсутствие хозяйственной операции.

Работа над проектом Указа продолжается. Поживём – увидим. 

● + 375 29 689 62 42

● Viber, WhatsApp + 375 29 767 62 42

str@legservices.com

● Skype: strstrstr64

Юрист, Стрельчик Сергей Леонидович

Предыдущие новости