Корзина
Нет отзывов, добавить

Как создать франшизу

Как создать франшизу

15.04.20

Выражаясь своими словами, а не академическими, франчайзинг можно с известной долей допущения определить как сдача в аренду бизнеса за определённую плату - паушальный взнос. То есть правообладатель передаёт пользователю право использовать в бизнесе своё фирменное наименование, товарный знак, если он есть, и нераскрытую полезную для организации бизнес-процессов информацию, которой только он, правообладатель, владеет и она закрыта для конкурентов. В законе это называется «лицензионный комплекс», в деловом обиходе – «франшиза», а в бытовой повседневности это то, что позволяет нам различать бизнесы – закусочные,  кофейни, АЗС и т.п. Договор франчайзинга необходимо регистрировать в ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности», без чего он считаются недействительным.

Казалось бы, всё просто заключил договор, подал его в трёх экземплярах в НЦИС, заполнил заявление, оплатил госпошлину - 10 базовых величин плюс 5 базовых величин за каждый дополнительный объект и максимум через месяц можно спокойно начинать работать.

Начинать-то можно, да с чего и как? Наличие только одного договора франчайзинга это минимальное условие, но не достаточное.   

Правообладатель, а по другой терминологии франчайзер, если он намерен передать реальную франшизу, а не набор благих пожеланий, должен предоставить  пользователю (франчайзи) бизнес-бук и бренд-бук.

Бизнес-бук или бук-франшизы - это, собственно, и  является, по мнению авторов, реальный объект договора франчайзинга. В нём должно содержаться подробное описание всех требований к ведению бизнеса (бизнес-процессам), которым должен следовать пользователь. Это такая инструкция пользователю о том, что должно происходить, допустим, в кофейне или закусочной после того, как туда ступила нога покупателя и до того момента, когда он заведение покинет. Нормативно не определено, что именно должен содержать бизнес-бук, это дело правообладателя насколько тщательно и в то же время доходчиво он распишет всё то, чему должен следователь купивший франшизу пользователь.

Трудно представить себе полноценную франшизу без брендбука, который не следует рассматривать как  альбом с красивыми картинками. Это инструмент  позиционирования бизнеса на рынке и основа для рекламного продвижения франшизы.

В заключение хотелось бы порекомендовать франчайзерам для продвижения своего бизнеса в формате франшизы иметь товарный знак. Это важнейший объект интеллектуальной собственности компании, если угодно, визитная карточка, которая, кстати, может быть отчуждена по договору об уступке, чего не скажешь о фирменном наименовании, которое может быть «продано» только вместе с самой организацией.

Более подробную информацию читатель может получить у авторов статьи юриста Стрельчика Сергея (+375 29 689 62 42, str@legservices.com) и патентного поверенного Лушиной Натальи (+ 375 29 651 60 89, lushina.n@gmail.com).

Другие статьи